АББАКУМОВА Н.П.
|
ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ ЦНСХБ РАСХН |
Переходный период существенным образом повлиял на характер деятельности Библиотеки по обслуживанию читателей. Прежде всего, заметные изменения претерпел контингент читателей. В нем почти полностью исчезли категории ученых и специалистов, ныне проживающие в странах ближнего зарубежья. Одновременно он пополнился новыми группами читателей из числа работников перерабатывающих отраслей сельского хозяйства, пищевой промышленности, различных коммерческих предприятий и т.д. Проведенный анализ контингента читателей и их информационных потребностей (объем выборки 1500 человек) показал, что как состав читателей, так и содержание их информационных потребностей сохранили наиболее типичные черты, которые были характерны и для ряда предшествующих лет. Показательно, что преобладающая доля читателей по-прежнему воспринимает Библиотеку как один из важнейших для них источников бесплатного получения информации по всем отраслям сельскохозяйственной науки и производства, а также по смежным вопросам. В то же время наметились и некоторые новые тенденции. Так, например, достаточно значительная, чтобы ею можно было пренебречь, прослойка читателей высказала согласие на введение ряда платных услуг, которые бы повысили комфортность обслуживания, качество выдаваемой информационной продукции и т.д. столь же значительная часть читателей выдвинула довольно жесткие требования к оперативности выдачи информации, использованию мировых баз и банков данных в области сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, к форме выдачи информации и т.п. Исходя из результатов анализа, библиотека ставит перед собой три основные задачи в области информационного обслуживания читателей. Первая из них, как и ранее, заключается в том, чтобы развивать и совершенствовать традиционный путь работы с читателями - максимально полное бесплатное обслуживание всех читателей за счет имеющегося и постоянно растущего массива отечественной и зарубежной информации в области АПК, причем на базе принципа приоритетности запросов читателей по отношению ко всем другим ценностям, принятым в системе ориентиров Библиотеки. Второе направление связано с развитием платности некоторых дополнительных, по существу небиблиотечных, услуг для читателей.Помимо традиционных услуг типа копирования, переводов с иностранных языков, рассматривается вопрос о введении индивидуального текущего информирования по профилю информационных потребностей, библиографической разработке конкретных тем и проблем по заказу читателей, индивидуальном обучении пользованию новейшими достижениями индустрии информации и т.д. Третье направление связано с дальнейшей компьюникацией библиотеки, т.е. с комплексным использованием средств вычислительной техники и технических средств коммуникации. В этом отношении принципиально важную роль играет уже состоявшееся подключение Библиотеки к некоторым зарубежным сельскохозяйственным банкам данных, использование таких носителей информации, как CD-ROM, и т.п. Еще более широкие возможности доступа к планетарным информационным ресурсам откроет для читателей Библиотеки запланированное ее присоединение к “сети сетей” Интернет, что является одной из конечных целей стратегии неограниченного доступа читателей к информации. Указанные направления планируется реализовать в комплексе, что позволит оптимально удовлетворять все многообразие неповторимо индивидуальных информационных потребностей читателей Библиотеки. |